Шаровый кран потек? — есть шанс его подремонтировать, но сначала нужно разобрать. Разборка шарового крана без мощного инструмента невозможна. Дело в том, что корпус собран из двух частей на резьбе, в которую заложен клей-герметик.
Чтобы сорвать резьбовой зажим, нужны тиски и не самый маленький разводной ключ. Или два мощных ключа-зажима. У отдельных производителей соединение настолько прочное, что корпус может разрушиться, но резьбовое не пойдет – такие нужно нагревать горелкой предварительно.
Из чего состоит шаровый кран – конструкция
Запирающее устройство – шарик, который поворачивается в двух уплотнительных кольцах. Корпус состоит из двух частей, соединенных на резьбе. Управляет поворотом шарика – шток. Он уплотнен в корпусе колечком-уплотнителем, которое зажимается (уплотняется, придавливается и раздвигается) гаечкой (ключ на 14 или на 15), сверху устанавливается ручка, которая фиксируется гаечкой на 10 или 12.
Шаровые краны, применяемые в быту обычно муфтовые – они крепятся к трубопроводу как муфты — на резьбе, наружной или внутренней. Диаметр резьбы для наиболее массовых кранов чаще ½ или ¾ дюйма, реже 1 дюйм. Но внутреннее сечение крана при резьбе ¾ может быть и ½ — так производители экономят, предлагая в широкую магистраль узкий кран.
Материалы шаровых кранов
Эти запорные устройства могут быть изготовлены из любых материалов. Встречаются силумин и сталь низкого качества. Такие краники не подлежать никакому ремонту и довольно быстро выходят со строя.
Качественные краны сделаны из бронзы, нержавеющей стали, латуни. Причем шарик, как наиболее изнашиваемый элемент, делаутся из латуни. Проверяют материал обычно магнитом – латунь и бронза не магнитятся.
Какие поломки шаровых кранов бывают
- Протечка шарового крана по штоку. В положении «открыто» возникает подтекание из под ручки. Это довольно распространенное явление среди недорогих образцов.
- Пропускает воду, не держит. Износились, замялись уплотнения шарика, или сам шарик проржавел, прохудился… Здесь причинами могут быть и слишком длительный срок службы, и слишком абразивная среда, и просто дешевая сталь и кривая сборка, вместо нормального материала…
- Лопнул корпус крана – это обычно последствия замораживания, характерно для наружных кранов, которые зимуют без слива воды из магистралей.
Можно ли отремонтировать шаровый кран
Нужно ли ремонтировать шаровый кран?
- Если протечка по штоку, то есть шанс ее устранить просто подтянув уплотняющую гайку под ручкой. Но все же чаще протечка по штоку свидетельствует о некачественном изделии, которое скорее придется менять.
- Шаровый кран из качественных материалов дает течь… Есть смысл разобрать корпус, выбить шарик и заменить уплотнения, если найдутся в продаже…
Какая польза от поломанного шарового крана?
Если изделие действительно качественное, то его можно разобрать и сдать по частям на цвет-мет. Правда для похода за деньгами на металлоприемку желательно разобрать хотя бы десятка два шаровых кранов. Как именно разбираются эти изделия и что с ними делают дальше – смотрите видео.