Почему холодно на автомойке, в цеху, в складе, — в помещениях с воротами для транспорта? Сейчас на множестве мелких производств системы отопления и водоснабжения созданы умельцами по своему усмотрению и не обеспечены проектами.
Проблемой становятся постоянно открывающиеся двери складов и цехов, куда въезжает-выезжает автотранспорт. Это приводит к большому нерегулируемому воздухообмену, помещения выхолаживаются, сотрудники мерзнут. Как создать комфортные условия для работы в боксах, на автомойке и в других подобных цехах?
Уменьшить воздухообмен через гаражные проемы
- Простейший способ уменьшить воздухообмен через двери – шторка из полос полиэтилена, которая раздвигается корпусом автомобиля или идущим человеком. Не слишком эффективно, зато дешево.
- Второй способ – основной, – создание воздушной завесы, избыточного давления на входе в помещение с помощью водяных тепловентиляторов («Вулканы» и прочее…), чтобы холодный воздух снаружи не поступал внутрь. Создание струи теплого воздуха требует большой пиковой мощности от отопления.
Как работает отопление в цеху с большими воротами
Основную часть времени поддерживается минимальная комфортная температура, способствующая работе в спецодежде, согласно санитарным нормам. Для поддержания такой температуры в морозы возможно потребуется, к примеру, до 10 — 20 кВт мощности. Но для создания тепловых завес над «вечно-раскрывающимися» воротами периодически требуется дополнительно еще 80 кВт, — итого 100 кВт, что в 5 — 10 раз больше, от обычного потребления.
В таком боксе могут быть установлены, например: радиаторы на 10 кВт, теплообменники киловатт на 20 и воздуходуйки киловатт на 70. Какой должна быть система отопления в таком случае?
Выбор мощности котла – практический опыт
На практике делают систему отопления цеха как можно проще и дешевле, при этом нормальной работы воздуходуек (значительного теплового потока) не обеспечивают в любом случае, но котлы устанавливаются совершенно разные.
- Устанавливают котел большой мощности для обеспечения работы водяных тепловентиляторов. Если он газовый – то в основном тактует (включается и выключается). А если твердотопливный – система периодически вскипает. Все это дорого, неудобно, изнашивает оборудование, и опасно.
- Устанавливается котел средней мощности. Он сильно не перегревает систему, но при открытых воротах в помещении холодно, а обратка на котел становится холодной, что довольно быстро убивает его теплообменник.
- Котел малой мощности. Экономят и откровенно мерзнут. Котел быстро выходит со строя из-за перегруза и холодной обратки.
Особенности системы отопления с периодически работающими мощными потребителями
Необходимо определиться с требуемой среднесуточной часовой мощностью. В нашем примере она может оказаться 30 киловатт /час в самые холодные сутки, но чаще 10 – 20 кВт/час.
Сюда подойдет, например, обычный твердотопливный котел на 35 кВт (варианты – газовый, пеллетный, мазутный, — все той же мощности).
Для того, чтобы нивелировать пиковые заборы мощности и оградить котел от возникающей холодной обратки, обязательно необходимо применить буферную емкость. Для нашего примера – 0,8 – 1,0 тонны. Она разогревается котлом до 80 градусов, затем, при открытии ворот, отдает требуемый максимум энергии и быстро остывает до 60 градусов, затем снова постепенно разогревается котлом до 80 градусов.
Схема отопления боксов и цехов с потребителями на 100 кВт от котла 35 кВт
Основной элемент схемы – теплоаккумулятор (буферная емкость), выполняющий роль также и гидрострелки, уравновешивающий давление для троих групп потребителей. В схеме — 4 насоса.
На котле также установлен смесительный узел, защищающий его от холодной обратки, пока емкость не разогрелась до 55 градусов. Также на каждом потребителе, например на воздуходуйках, теплообменниках, радиаторах, — рекомендуется установить смесительные узлы на основе трехходовых клапанов. Каждому потребителю здесь понадобится для комфорта своя температура от единого разбора – буферной емкости.