Отопление склада, цеха, автомойки – особенности

Почему холодно на автомойке, в цеху, в складе, — в помещениях с воротами для транспорта? Сейчас на множестве мелких производств системы отопления и водоснабжения созданы умельцами по своему усмотрению и не обеспечены проектами.

Проблемой становятся постоянно открывающиеся двери складов и цехов, куда въезжает-выезжает автотранспорт. Это приводит к большому нерегулируемому воздухообмену, помещения выхолаживаются, сотрудники мерзнут. Как создать комфортные условия для работы в боксах, на автомойке и в других подобных цехах?

ворота в боксе зимой холодный воздух

Уменьшить воздухообмен через гаражные проемы

  • Простейший способ уменьшить воздухообмен через двери – шторка из полос полиэтилена, которая раздвигается корпусом автомобиля или идущим человеком. Не слишком эффективно, зато дешево.
  • Второй способ – основной, – создание воздушной завесы, избыточного давления на входе в помещение с помощью водяных тепловентиляторов («Вулканы» и прочее…), чтобы холодный воздух снаружи не поступал внутрь. Создание струи теплого воздуха требует большой пиковой мощности от отопления.

тепловентилятор водяной в цеху

Как работает отопление в цеху с большими воротами

Основную часть времени поддерживается минимальная комфортная температура, способствующая работе в спецодежде, согласно санитарным нормам. Для поддержания такой температуры в морозы возможно потребуется, к примеру, до 10 — 20 кВт мощности. Но для создания тепловых завес над «вечно-раскрывающимися» воротами периодически требуется дополнительно еще  80 кВт, — итого 100 кВт, что в 5 — 10 раз больше, от обычного потребления.

В таком боксе могут быть установлены, например: радиаторы на 10 кВт, теплообменники киловатт на 20 и воздуходуйки киловатт на 70. Какой должна быть система отопления в таком случае?

Выбор мощности котла – практический опыт

На практике делают систему отопления цеха как можно проще и дешевле, при этом нормальной работы воздуходуек (значительного теплового потока) не обеспечивают в любом случае, но котлы устанавливаются совершенно разные.

  • Устанавливают котел большой мощности для обеспечения работы водяных тепловентиляторов. Если он газовый – то в основном тактует (включается и выключается). А если твердотопливный – система периодически вскипает. Все это дорого, неудобно, изнашивает оборудование, и опасно.
  • Устанавливается котел средней мощности.  Он сильно не перегревает систему, но при открытых воротах в помещении холодно, а обратка на котел становится холодной, что довольно быстро убивает его теплообменник.
  • Котел малой мощности. Экономят и откровенно мерзнут. Котел быстро выходит со строя из-за перегруза и холодной обратки.

на автомойке холодно зимой

Особенности системы отопления с периодически работающими мощными потребителями

Необходимо определиться с требуемой среднесуточной часовой мощностью. В нашем примере она может оказаться 30 киловатт /час в самые холодные сутки, но чаще 10 – 20 кВт/час.

Сюда подойдет, например, обычный твердотопливный котел на 35 кВт (варианты – газовый, пеллетный, мазутный, — все той же мощности).

Для того, чтобы нивелировать пиковые заборы мощности и оградить котел от возникающей холодной обратки, обязательно необходимо применить буферную емкость. Для нашего примера – 0,8 – 1,0 тонны. Она разогревается котлом до 80 градусов, затем, при открытии ворот, отдает требуемый максимум энергии и быстро остывает до 60 градусов, затем снова постепенно разогревается котлом до 80 градусов.

Схема отопления боксов и цехов с потребителями на 100 кВт от котла 35 кВт

Основной элемент схемы – теплоаккумулятор (буферная емкость), выполняющий роль также и гидрострелки, уравновешивающий давление для троих групп потребителей. В схеме — 4 насоса.

схема отопления боксов, гаражей, автомоек, цехов, складов

На котле также установлен смесительный узел, защищающий его от холодной обратки, пока емкость не разогрелась до 55 градусов. Также на каждом потребителе, например на воздуходуйках, теплообменниках, радиаторах, — рекомендуется установить смесительные узлы на основе трехходовых клапанов. Каждому потребителю здесь понадобится для комфорта своя температура от единого разбора – буферной емкости.